1 Содержание 1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2. Значимые для разработки и реализации программы характеристики 1.3. Планируемые результаты освоения рабочей программы 1.4. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов 3 4 8 10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Задачи образовательной деятельности ОО Физическое развитие 2.2. Содержание образовательной деятельности 2.3. Перспективное планирование образовательной деятельности 2.4. Интеграция с другими образовательными областями 2.5. Образовательная деятельность в режимных процессах (ОО Физическое развитие) 2.6. Условия, способы и приемы поддержки детской инициативы 2.7. Работа с родителями (законными представителями) 2.8. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы (КРР) 2.9. Рабочая программа воспитания ОО Физическое развитие 11 12 13 13 14 15 16 18 20 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого- педагогические условия реализации Федеральной программы 3.2. Кадровые условия реализации Программы 3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 3.4. Технические средства обучения 3.5. Методическое обеспечение 3.6. Режим двигательной активности 24 25 26 28 28 29 2 1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Нормативноправовая база Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ№ 1028 от 25 ноября 2022 года) Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ № 1022 от 24 ноября 2022 года) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 гола), с изменениями №31 от 21 января 2019 года. Пункт 5 Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 года Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный закон от 24 сентября 2022 н. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерацииот17 января 2023 г №33 «О внесении изменений в Положение о Всероссийском физкультурнооздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) Постановление №28 от 28 сентября 2020 года (СП 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Постановление №2 от 28 января 2021 года (СанПиН 1.2.3685-21) «Санитарные правила и нормы «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Цель программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций Общие задачи программы - обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа- жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; - построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ 3 патриотизма, интеллектуальных и творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; - обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; - достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Принципы и подходы к формированию рабочей программы -полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; -содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершенно летних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей, а также педагогических работников (далее вместе-взрослые); -признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; -поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; -сотрудничество ДОО с семьей; -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; -формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; -возрастная адекватность ДО - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Срок реализации программы Срок реализации программы 2024 – 2025 учебный год (2сентября - 31 августа) 1.2. Значимые для разработки и реализации программы характеристики Возрастные особенности физического развития детей 3-7 лет Возраст 3-4 года На 4-м году жизни возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время внимание у детей неустойчиво, они отвлекаются и часто переходят от одного вида деятельности к другому. В этом возрасте ребёнок обладает уже сравнительно большим запасом двигательных умений и навыков, но он ещё не заботится о результатах своих действий, поглощён самим процессом движений, их эмоциональной стороной. Вместе с тем движения детей постепенно приобретают всё более преднамеренный характер. Ребёнок уже в состоянии повторять движение по своему усмотрению или по предложению воспитателя, различать некоторые его способы, соблюдать нужное направление. Детям этого возраста свойственно желание включаться в новые и разнообразные виды движений. Сочетая различные действия, ребёнок может соблюдать определённую их последовательность. Формирование двигательных навыков и умений продолжается на основе подражания. Ребёнок более сознательно следит за педагогом, когда он даёт образец движений, выслушивает пояснения. Он лучше воспринимает объяснения в форме 4 диалога, направленного на изложение предстоящих действий. Возраст 4-5 лет Ребёнок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но они ещё не умеют соразмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись в не посильности выполнения двигательного действия, ребёнок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. Но при этом он искренне убеждён в том, что выполнил движение полностью. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий. Дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Развивается способность воспринимать, представлять, анализировать и оценивать последовательность и качество своих действий. Всё это обусловливает вполне преднамеренный и произвольный характер движений детей. Возникает интерес к результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образцу. Дальнейшее совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено уровнем развития тех физических качеств, без которых они не могут проявляться достаточно правильно и эффективно. Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их физические силы. Возникает психологическая готовность к выполнению сложных двигательных действий и проявлению определённых волевых усилий. Наряду с игрой побудительным мотивом двигательной деятельности выступает мотив усвоения новых умений и навыков, закрепления их. В результате закладываются прочные основы школы движений, повышения работоспособности и физической подготовленности. Возраст 5-6 лет Двигательная деятельность ребёнка становится всё более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Начинают создаваться небольшие группки по интересу к тому или иному виду упражнений. На 6-м году жизни ребёнка его движения становятся всё более осознанными и носят преднамеренный характер. Развивается способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания педагога. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребёнка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети постепенно овладевают умением планировать свои практические и игровые действия, стремятся к их результативности. Оценка ребёнком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развёрнутый и обоснованный характер, что обусловливает большую её объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности. Растёт уровень физической подготовленности дошкольников, создаются прочные психологические и физиологические основания для повышения их 5 работоспособности путём целенаправленного развития двигательных качеств. В результате регулярных занятий физической культурой, организованных воспитателем и самостоятельных, а также благодаря двигательной активности детей в повседневной жизни и играх повышается уровень развития их физических сил и возможностей, двигательных качеств и работоспособности. Для старших дошкольников характерно стремление к совершенствованию в двигательной деятельности. Возраст 6-7 лет Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Ребёнок умеет их сочетать в зависимости от окружающих условий. На 7-м году у ребёнка возрастает способность к различению пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, едет на велосипеде и т.п. Они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма. Ребёнок прослеживает движение последовательно, выделяет (с помощью взрослого) разные его фразы, пытается объяснить их значение для качественного и количественного результатов движения. Всё это способствует образованию ясных представлений о движениях, ведёт к овладению детьми техникой сложных по координации движений. Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движений. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Начинает интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например, ног, головы, кистей и пальцев рук и др. У ребёнка постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Он начинает воспринимать красоту и гармонию. Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками. Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движений. Нередко для ребёнка наиболее привлекательны те упражнения, которые у него лучше получаются. Индивидуальные особенности обучающихся МАДОУ № 40 Количество обучающихся дошкольного возраста от 3 до 7 лет – 128, из них: девочек – 62 (48%); мальчиков – 66 (52%). Направленность групп, возраст детей Количество групп Группы общей развивающей направленностью (3 – 7 7 лет) Группа компенсирующей направленности 1 (3 – 4 лет) Возраст детей Количество обучающихся в них Количество групп 6 3 – 4 года 2 27 4 – 5 лет 2 33 5 – 6 лет 2 32 6 – 7 лет 2 36 Итого 8 128 Индивидуальные особенности обучающихся группы компенсирующей направленности № 9 (логопедическая) Группа компенсирующей направленности: обучающиеся 3–4 лет с общим недоразвитием речи I и II уровня речевого развития. Количество воспитанников – всего 10 детей, из них девочек – 4, мальчиков – 6. Национально-культурные условия Программа разработана для детей, проживающих на северном Урале, на севере Свердловской области, в городе Краснотурьинске, где преобладают жители, имеющие русскую национальность. В Краснотурьинске в большом количестве проживают русские, а также следующие народы: татары, немцы, узбеки, украинцы. Наряду с открытостью, уважением к людям разных национальностей Программа предусматривает формирование национальной безопасности. С учетом национально-культурных традиций осуществляется отбор произведений: национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народных игр и средств оздоровления. Дети приобщаются к национально-культурным традициям через: поговорки и пословицы, загадки, песни, сказки, сказы, игры, народную игрушку, традиционные национальные забавы и игры во время национальных праздников. Климатические условия С учетом особенностей климата, природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения определяется система проведения оздоровительных мероприятий, организация режимных моментов (утренней гимнастики, прогулки) и образовательной деятельности по физическому развитию. Природно-климатические условия северного Урала сложны и многообразны: достаточно длинный весенний, осенний и зимний периоды. График образовательной деятельности составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1) холодный период – образовательный: (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и осуществляется образовательная деятельность (далее ОД) с обучающимися в разнообразных формах работы; 2) летний период – оздоровительный (июнь-август), для которого составляется другой режим дня, осуществляется оздоровительная и физкультурно-досуговая деятельность, спортивные игры и упражнения. При проектировании образовательной деятельности во всех возрастных группах вносятся 7 коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Учитывая климатические и природные особенности Уральского региона, ОД по физическому развитию с воспитанниками старшего дошкольного возраста проводится два раза в неделю в помещении (физкультурном зале и бассейне) и один раз – на воздухе. Занятия (ОД) по физическому развитию не проводятся на улице при t воздуха ниже - 15 С и скорости ветра более 15 м/с. Одежда детей должна соответствовать погодным условиям. ОД на воздухе проводится в утепленных куртках и штанах (комбинезонах) спортивного фасона. Социокультурные условия Среда социума учитывается при построении образовательных отношений. Социальное партнерство и сотрудничество, обеспечивает открытость образовательной организации и является важным механизмом повышения качества образования. Взаимодействие детского сада с социумом обеспечивается на основании договоров, планов совместной работы, а также согласования с родителями использования возможностей среды социума в развитии ребенка. Взаимодействие МАДОУ № 40 с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с общественными организациями. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность; равноправие сторон; уважение интересов друг друга; соблюдение законов и иных нормативных актов; обязательность исполнения договоренности; ответственность за нарушение соглашений. Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательных отношений. В целях охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального, как одной из важнейших задач в реализации Программы, МАДОУ № 40 взаимодействует с: семьями воспитанников; учредителем: Муниципальный орган управления образования ГО Краснотурьинск; муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средней общеобразовательной школой № 17»; ГБУЗ СО «Городская больница № 1»; спортивным клубом «Маяк»; КСК «Газовик». 1.3. Планируемые результаты освоения рабочей программы К четырем годам -ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям(бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм; -ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и 8 основных ролей в игре, выполняет простейшие построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку; -ребенок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе; -ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о фактах, положительно влияющих на здоровье; -ребенок владеет элементарными нормами и правилами поведения К пяти годам -ребенок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности -ребенок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность; -ребенок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие привлечь внимание взрослого в случае недомогания. К шести годам -ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха; -ребенок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявлять творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений; -ребенок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру; -ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов; -ребенок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих. Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы (к концу дошкольного детства) -у ребенка сформированы основные психофизические и нравственно- волевые качества; -ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими; -ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; -ребенок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристических пеших прогулках, осваивает простейшие туристические навыки, ориентируется на местности; -ребенок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; -ребенок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности; 9 -ребенок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта; -ребенок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; -ребенок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям. 1.4. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Педагогическая диагностика проводится для определения эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования. Периодичность проведения диагностики определена ДОО и проводится 2 раза в год: на начало учебного года (стартовая диагностика) в сентябре и на конец учебного года (заключительная) в апреле. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в произвольной форме на основе: метода наблюдения- дети 3-7 лет (приложение 1) метода тестирования с фиксацией количественных показателей- дети 4-7 лет (приложение 2) метода ГТО- дети 6-7 лет (приложение 3) На каждого ребенка заводится индивидуальная карта развития. Результаты тестирования заносятся в протокол педагогической диагностики (приложение 4) По анализу полученных данных выстраивается взаимодействие с детьми: планируется индивидуальная работа, по показателям составляются индивидуальные образовательные маршруты как для успешного освоения образовательной Программы, так и для развития способностей одаренных детей. 10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Задачи образовательной деятельности ОО Физическое развитие. Возраст Задачи образовательной деятельности 3-4 года -обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкальноритмические упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с действиями других детей, соблюдать правила в игре; -развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, координацию, равновесие, способность быстро реагировать на сигнал -формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и активному отдыху, воспитывать самостоятельность;-укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, создавать условия для формирования правильной осанки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности; -закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, формируя полезные привычки, приобщая к здоровому образу жизни 4-5 лет -обогащать двигательный опыт детей, способствуя техничному выполнению упражнений основной гимнастики (строевые упражнения основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические упражнения), создавать условия для освоения спортивных упражнений, подвижных игр; формировать психофизические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), развивать координацию, меткость, ориентировку в пространстве -воспитывать волевые качества, самостоятельность, стремление соблюдать правила в подвижных играх, проявлять самостоятельность при выполнении физических упражнений. Продолжать формировать интерес и положительное отношение к физической культуре и активному отдыху, формировать первичные представления об отдельных видах спорта -укреплять здоровье ребенка, опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, повышать иммунитет средствами физического воспитания; формировать представления о факторах, влияющих на здоровье, воспитывать полезные привычки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности 5-6 лет -обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивая умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнения основной гимнастики, осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, элементарные туристические навыки; развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость 11 -воспитывать самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде; воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха; продолжать развивать интерес к физической культуре, формировать представление о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов -укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку, укреплять опорнодвигательный аппарат, повышать иммунитет средствами физического развития; расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной деятельности и во время туристических прогулок и экскурсий 6-7 лет -обогащать двигательный опыт детей с помощью упражнений основной гимнастики, развивать умения технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические упражнения, осваивать туристические навыки; развивать психофизические качества, точность, меткость, глазомер, мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве, самоконтроль, самостоятельность, творчество; поощрять соблюдение правил в подвижной игре, проявление инициативы и самостоятельности при ее организации, партнерское взаимоотношение в команде -воспитывать патриотизм, нравственно-волевые качества и гражданскую идентичность в двигательной деятельности и различных формах активного отдыха; формировать осознанную потребность в двигательной деятельности, поддерживать интерес к физической культуре и спортивным достижениям России, расширять представления о различных видах спорта -сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления, туризме, как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении туристических прогулок и экскурсий. Воспитывать бережное заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказывать помощь и поддержку другим людям 2. 2. Содержание образовательной деятельности Содержание Описание Основная гимнастика Основные движения: -бросание, катание, ловля, метание -ползание, лазание -ходьба -бег -прыжки -упражнения в равновесии -музыкально- ритмические движения (ритмическая гимнастика) -строевые упражнения Общеразвивающие упражнения -упражнения для кистей рук, развитие и укрепление мышц плечевого пояса -упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости 12 позвоночника -упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса -музыкально-ритмические упражнения Подвижные игры Сюжетные и несюжетные подвижные игры Спортивные упражнения Футбол, лыжи Формирование основ ЗОЖ Первичные представления о роли чистоты, аккуратности для сохранения здоровья. Соблюдение правил безопасности в двигательной деятельности Активный отдых Физкультурный досуг (1-2 раза в месяц), день здоровья (1 раз в квартал) 2.3. Перспективное планирование образовательной деятельности Перспективный план обучения основным движениям в спортивном зале Перспективный план для детей 3-4 лет Перспективный план для детей 4-5 лет Перспективный план для детей 5-6 лет Перспективный план для детей 6-7 лет Перспективный план спортивных игр и упражнений на прогулке с воспитанниками 5-7 лет (приложение 2) Перспективный план активного отдыха с воспитанниками 6-7 лет (приложение 3) 2.4. Интеграция с другими образовательными областями Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости. Принцип интеграции ОО выступает как основополагающий принцип работы ДОО. В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы деятельности Образовательная область Формы работы Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций Социальнокоммуникативное морального выбора, развитие нравственно-волевых качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., развитие побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников. Побуждение к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой Познавательное развитие Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья. Измерение расстояний условными мерками, подсчет количества движений, ориентировка в пространстве, придумывание новых образных названий упражнениям, выполнение различных упражнений, отражающих сезонные 13 явления, объекты природы, выполнение упражнений под музыку Речевое развитие Обогащать активный словарь на занятиях физической культуры(команды, построения, виды движений и упражнений) , развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность при выполнении физических упражнений и в подвижных играх, обогащать словарь детей за счет расширения представлений о физических упражнениях, исходных положениях, зимних и летних видах спорта, подвижных игр и эстафет, развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. Художественноэстетическое развитие Организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок, сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок, потешек. Отражение впечатлений детей о прослушанных и знакомых произведений, литературных героях и событий на физкультурных занятиях и спортивных досугах; использование различных жанров фольклора (загадки, заклички, считалки) на физкультурных занятиях, спортивных праздниках, подвижных играх; освоение элементов танца и ритмопластикии для создания танцевальных композиций спортивного направления. 2.5. Образовательная деятельность в режимных процессах (ОО Физическое развитие) Режимные процессы Образовательная деятельность Утренний отрезок времени индивидуальная работа в соответствии с задачами ОО Физическое развитие, оздоровительные и закаливающие процедуры, двигательная деятельность (подвижные игры, гимнастика и другое). Занятия Воспитанники 3-5 лет два физкультурных занятия в зале, одно – бассейн. Воспитанники 5-7 лет одно занятие в физкультурном зале, одно на улице, одно в бассейне. Прогулка Проведение физкультурных занятий (в содержание занятий входят подвижные игры и спортивные упражнения); организация подвижных игр и спортивных упражнений направленных на оптимизацию режима двигательной активности; индивидуальная работа в соответствии с задачами ОО Физическое развитие; проведение спортивных праздников. Вторая половина дня закаливающие процедуры (гимнастика пробуждения), проведение спортивных досугов, праздников; индивидуальная работа в соответствии с задачами ОО Физическое развитие, работа с родителями (законными представителями) Расписание физкультурных занятий группа № Группа № 9 понедельник вторник среда 09.05 – 09.20 14 четверг пятница 09.05 – 09.20 Группа № 12 09.05 – 09.20 (з) Группа № 5 Группа № 7 09.05 – 09.25 (з) Группа № 6 (з) 09.05 – 09.25 (з) 09.35 – 09.50 (з) 11.00 – 11.25 (у) 09.30 – 09.50 (з) Группа № 8 Группа №10 (з) 09.30 – 09.45 (з) 09.35 – 10.00 (з) 11.35 – 12.00 (у) 10.20 – 10.50 (з) 09.30 – 09.55 (з) 11.30 – 12.00 (у) Группа № 11 10.20 – 10.50 (з) 11.30 – 12.00 (у) Расписание утренней гимнастики Младшие группы № 9,12 проводят в группе с 1 по 15 число каждого месяца Физкультурный зал: 07.50 – 08.00 – группа № 5 08.10 – 08.20 - группа № 8 08.30 – 08.40 - группа № 6 Музыкальный зал: 07.50 – 08.00– группа № 7 08.10 – 08.20 - группа № 10 08.30 – 08.40 – группа № 11 с 16 по 30 (31) число каждого месяца Физкультурный зал: 07.50 – 08.00– группа № 7 08.10 – 08.20 - группа № 10 08.30 – 08.40 – группа № 11 Музыкальный зал: 07.50 – 08.00 – группа № 5 08.10 – 08.20 - группа № 8 08.30 – 08.40 - группа № 6 2.6. Условия, способы и приемы поддержки детской инициативы Любая деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, например: самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений. 15 Условия поддержки детской инициативы Уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы; организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности. Расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов; поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы. Создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленных на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата. Поощрять и поддерживать желание детей получать результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результата, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата. Внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию; поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения. Способы и приемы поддержки детской инициативы Не спешить на помощь ребенку, если он испытывает затруднения решения задачи, побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи дать совет, задать наводящий вопрос, активизировать имеющийся у ребенка опыт. Дать возможность ребенку самостоятельно решить поставленную задачу. Помочь в поиске разных вариантов решения одной задачи, поощрять активность детей в поиске, принимать любые предположения детей, связанные с решением задачи, поддерживать инициативу и творческие решения, акцентировать внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобрять, хвалить за результат, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Особое внимание уделять общению с детьми в период кризиса семи лет: характерные для ребенка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребенком. Уделять внимание ребенку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Поддерживать ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах. Акцентировать внимание на освоение ребенком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать способы ее достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Предложить детям средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты. Уделять внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребенка 16 2.7. Работа с родителями (законными представителями) Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживается следующих требований: приоритет семьи в воспитании, образовании и развитии ребенка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; открытость: для родителей (законных представителей) доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка ДОО, предоставлен свободный доступ в ДОО,между педагогом и родителями (законными представителями происходит обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье; взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагога и родителей (законных представителей), позитивный настрой на общение и сотрудничество, этичное и разумное использование полученной информации в интересах детей; индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии в совместное решение образовательных задач учитываются особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей). Деятельность инструктора по физкультуре по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) Направление Деятельность инструктора диагностикоаналитическое получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка; об уровне компетенции родителей (законных представителей) по вопросам особенностей физического развития детей дошкольного возраста; планирование работы с семьей с учетом проведенного анализа просветительское просвещение родителей (законных представителей) по повышению уровня компетенции в вопросах здоровьесбережения ребенка: информирование о фактах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка (рациональная организация режима дня для ребенка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребенком и другое) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО в решении данных задач; знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями проводимыми в ДОО консультационное консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другом План работы с родителями (законными представителями) на 2024 – 2025 учебный год 17 Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Форма работы 1. Родительское собрание «Что год грядущий нам готовит» 2. Консультация «Спортивная форма для занятий физкультурой» 3. «Кросс Нации» - семейный забег 1. Анкетирование «Компетентность родителей в физкультурнооздоровительной деятельности» 2. Мастер-класс «Давайте сделаем самомассаж» 1. Утренняя гимнастика «Вместе с мамой» 2. Консультация «Здоровые ножки бегут подорожке» 1. Веселые старты «Наша дружная семья» 1. Конкурс рисунков «Наш любимый вид спорта» 2. Выход в лес «Зимние забавы» 1. Досуг «Папа может все» 2. Праздник «День защитника отечества» 1. Мастер-класс «Нейро игры» 2. Тимбилдинг 1. День здоровья «Начнем день с улыбки» (утренняя гимнастика) 2. Конкурс «Мой спортивный семейный фотоальбом» 1. Праздник в младшей группе «Мама, папа и я – спортивная семья» 2. Родительские собрания «наши достижения» 2.8. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы (КРР) КРР и (или) инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. Задачи КРР ОО Физическое развитие на уровне ДОО Определение ООП обучающихся, в том числе с трудностями освоения Федеральной программы и социализации; своевременное выявление обучающихся с трудностями социальной адаптации, обусловленными различными причинами; Осуществление индивидуально ориентированной психологопедагогической помощи обучающимся с учетом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей ( в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии (ППК) Содержание КРР В образовательной области Физическое развитие содержание КРР для каждого обучающего определяется с учетом его ООП на основе рекомендаций ППК ДОО Категории целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения Целевые группы Реализация КРР 18 Дети с ОВЗ и (или) инвалидностью, получившие статус в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Реализация КРР с обучающимися с ОВЗ и детьми инвалидами согласно нозологическим группам осуществляется в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющие дети) Часто болеющие дети характеризуются повышенной заболеваемостью острыми респираторными инфекциями, которые не связаны с врожденными и наследственными состояниями, приводящими к большому количеству пропусков ребенком в посещении ДОО. Детям, находящиеся под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющим детям, свойственны: быстрая утомляемость, длительный период восстановления после заболевания и (или) его обострения (не менее 4-х недель), специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности (ограниченность круга общения больного ребенка, объективная зависимость от взрослых, стремление постоянно получать от них помощь). У таких детей в итоге появляются сложности в освоении программы и социальной адаптации. Направленность КРР с детьми, находящимися под диспансерным наблюдением, в том числе часто болеющими детьми на дошкольном уровне образования: коррекция (развитие) коммуникативной, личностной, эмоциональноволевой сфер, познавательных процессов; снижение тревожности; помощь в решении поведенческих проблем; создание условий для успешной социализации, оптимизации межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Включение часто болеющих детей в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения осуществляется на основании медицинского заключения и рекомендаций ППК по результатам психолого-педагогической диагностики. Обучающие, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, адаптации. В эту группу могут входить дети мигрантов, испытывающие трудности с пониманием государственного языка российской Федерации на дошкольном уровне образования. Направление КРР: развитие коммуникативных навыков, формирование чувствительности к сверстнику, его эмоциональному состоянию, намерениям и желаниям; формирование уверенного поведения и социальной успешности; коррекция деструктивных эмоциональных состояний, возникших вследствие попадания в новую языковую и культурную среду (тревога, неуверенность, агрессия); создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку. Психолого-педагогическое сопровождение детей данной целевой группы осуществляется в контексте общей программы адаптации ребенка к ДОО. В случаях выраженных проблем социализации, личностного развития и общей дезадаптации ребенка, его включают в программу КРР на основе заключения ППК или по запросу родителей (законных представителей) ребенка. Обучающиеся «группы Дети проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных 19 риска» появлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний. Направленность КРР с обучающимися, имеющими девиации развития и поведения на дошкольном уровне образования: коррекция (развитие) социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы; помощь в решении поведенческих проблем; формирование адекватных, социально приемлемых способов поведения; развитие рефлексивных способностей; совершенствование способов саморегуляции. Включение ребенка «группы риска» в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого- педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ППК или по запросу родителей (законных представителей) ребенка. Одаренные обучающиеся Направленность КРР с одаренными обучающимися на дошкольном уровне образования: определение уровня одаренности, личностных особенностей, прогноз возможных проблем и потенциала развития; вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества как обязательного условия поддержки и развития одаренного ребенка, как в ДОО, так и в условиях семейного воспитания; создание атмосферы доброжелательности, заботы и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощрение его индивидуальности; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной устойчивости; организация предметно-развивающей, обогащенной образовательной среды в условиях ДОО, благоприятную для развития физических способностей и одаренности в области физического развития. Включение ребенка в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого- педагогического сопровождения осуществляется на основе заключения ППК по результатам психологической и педагогической диагностики. 2.9. Рабочая программа воспитания ОО Физическое развитие 1 Целевой раздел Общая цель воспитания в ДОО 1) формирование первичных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. 20 Общие задачи воспитания в ДОО 1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществлять поддержку позитивной организации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Направления воспитания 1) Патриотическое направление воспитания Цель- содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны Ценности- родина и природа культура, семья 2) Духовно-нравственное направление. Цель- формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению. Ценности- жизнь, милосердие, добро. 3)Социальное направление воспитания Цель- формирование ценностного отношения детей к семье, дому, человеку развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. Ценности: семья, дружба, человек и сотрудничество 4)Познавательное направление Цель- формирование ценности познания Ценности: познание 5) Физическое и оздоровительное направление Цель: формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными навыками и правилами безопасности. Ценности: жизнь, здоровье. 6)Трудовое направление воспитания Цель: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду. Ценность: труд 7) Эстетическое направление воспитания Цель: способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте Ценности: культура, красота. Целевые ориентиры воспитания на этапе завершения освоения программы ОО Физическое развитие Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья- занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. 2. Содержательный раздел Задачи Решение задач воспитания в рамках ОО Физическое развитие направлено на 21 воспитания ОО Физическое развитие приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает: -формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре; -становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническими нормами и правилами: -воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств. Формы деятельности сотрудничества с родителями (законными представителям и) в процессе воспитательной работы -родительское собрание; -круглый стол; -опрос; -мастер-класс; -анкета; -консультация -консультация- передвижка -стенд События образовательной организации ОО Физическое развитие -проекты воспитательной направленности -праздники -тематические встречи с родителями (законными представителями) имеющими отношение к спорту (мастер спорта, тренер, другое) -общие дела Совместная деятельность в образовательны х ситуациях ОО Физическое развитие -ситуативная беседа, совет, вопрос; -заучивание стихов, считалок наизусть (подготовка к спортивным праздникам, сопровождение подвижных игр); -рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов спортивной направленности; -организация выставок детского рисунка, семейных фотографий спортивной направленности; -экскурсии (в спорткомплексы, школьный спортзал); -участие в массовых мероприятиях города («Лыжня России», другие); туристические походы. Организация предметнопространственн ой среды -знаки и символы государства; -компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта(физкультурное оборудование, спортивный инвентарь); -компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа. (атрибуты к народным подвижным играм, другое); -компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности (спортивный инвентарь) Социальное партнерство -участие представителей комплекса ГТО в сдаче нормативов ГТО, мероприятиях, посвященным популяризации ГТО среди обучающихся; -проведение на базе школы спортивных мероприятий акций воспитательной направленности; -участие представителей ГИБДД в мероприятиях ДОО по безопасности дорожного движения; -реализация проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями), педагогами с организациями22 партнерами. 3 Организационный раздел Нормативнометодическое обеспечение. Практическое руководство «Воспитателю о воспитании» электронный ресурс: институт воспитания. рф. Приложение Федеральный календарный план воспитательной работы Сентябрь 2 сентября- День знаний 3 сентября- День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом 8 сентября- Международный день распространения грамотности 27 сентября- День воспитателя и всех дошкольных работников Октябрь 1 октября: Международный день пожилых людей, Международный день музыки 4 октября День защиты животных 5 октября- День учителя Третье воскресенье октября- День отца в России Ноябрь 4 ноября- День народного единства 8 ноября- День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России Последнее воскресенье ноября- День матери в России 30 ноября- День Государственного герба Российской Федерации Декабрь 3 декабря- День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется включить в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно) 5 декабря день добровольца (волонтера) в России 8 декабря Международный день художника 9 декабря День Героев Отечества 12 декабря День Конституции Российской Федерации 31 декабря- Новый год Январь 27 января День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима)- День памяти жертв Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно) Февраль 2 февраля- День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно) 8 февраля День Российской науки 15 февраля День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами отечества 21 февраля- Международный день родного языка 23 февраля День защитника Отечества Март 8 марта- Международный женский день 18 марта День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план 23 воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно) 27 марта Всемирный день театра Апрель 12 апреля- День космонавтики Май 1 мая - Праздник весны и труда 9 мая- День Победы 19 мая- День детских общественных организаций в России 24 мая-День славянской письменности и культуры Июнь 1 июня- День защиты детей 6 июня- День русского языка 12 июня- День России 22июня- День памяти и скорби Июль 8 июля- День семьи, любви и верности Август 12 августа- День физкультурника 22 августа- День государственного флага Российской Федерации 27 августа- День российского кино 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого- педагогические условия реализации Федеральной программы Успешная реализация Федеральной программы ОО Физическое развитие обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: 1) признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребенка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника; 2) решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, обогащение двигательной активности в центрах здоровья, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия). 3) обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в ДОО, в том числе дошкольного и начального общего уровней образования (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования- формирование умения учиться); 4) учет специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся; 5) создание развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды, способствующей физическому развитию ребенка, сохранению его индивидуальности, в которой ребенок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера и прочее; 6) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывая его социальную ситуацию его развития; 7) индивидуализация образования ( в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на результатах педагогической диагностики; 24 8) оказание ранней коррекционной помощи детям ООП, в том числе с ОВЗ на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, способствующих получению ДО, социальному развитию этих детей, в том числе посредством инклюзивного образования; 9) совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества; 10) психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка, консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания и развития детей, охраны и укрепления их здоровья; 11) вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся; 12) развитие профессиональной компетенции, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся; 13) взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования, физкультуры и спорта), использование форм и методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности; 14) использование широких возможностей социальной среды, социума как дополнительного средства развития личности, совершенствования ее социализации; 15) предоставление информации о Федеральной программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности. 3.2. Кадровые условия реализации Программы Реализация Федеральной программы обеспечивается квалифицированными педагогическими работниками, Необходимым условием является непрерывное сопровождение Федеральной программыпедагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в дошкольной группе. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. Образовательная организация вправе применять сетевые формы реализации Федеральной программы или отдельных ее компонентов, в связи с чем может быть задействован кадровый состав других организаций, участвующих в сетевом взаимодействии с организацией, квалификация которого отвечает указанным выше требованиям. Реализация образовательной программы ДО обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками МАДОУ № 40, а также медицинскими и иными работниками, выполняющими вспомогательные функции. Организация самостоятельно устанавливает штатное расписание, осуществляет прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организацию методического и психологического сопровождения педагогических работников. Руководитель организации вправе заключать договора гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий. Квалификация педагогических и учебно25 вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих1. Педагогические работники МАДОУ № 40 – 17 человек. Специалисты МАДОУ № 40: музыкальный руководитель (2); педагог – психолог – 1, инструктор по физической культуре – 2, учитель-логопед – 1; старший воспитатель -1. При работе с детьми с ОВЗ в группах комбинированной или компенсирующей направленности, дополнительно предусмотрены должности педагогических и иных работников, в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373. В целях эффективной реализации Федеральной программы созданы условия для профессионального развития педагогических и руководящих кадров, в т.ч. реализацииправа педагогических работников на получение дополнительного профессионального образованияне реже одного раза в три года за счет средств Организации. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих2. 3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Для реализации программы образования и воспитания по физической культуре в ДОО предусмотрен спортивный зал и спортивная площадка. РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. При проектировании РППС учитывается местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия; возраст уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание образования; задачи образовательной программы для различных возрастов групп; возможности и потребности участников образовательной деятельности. РППС соответствует требованиям ФГОС ДО, образовательной программе ДОО, возрастным особенностям детей; воспитательному характеру обучения детей; требованиям безопасности и надежности. Наполняемость РППС спортивного зала, спортивной площадки ДОО 13Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240) 2Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240) 26 № Спортивное оборудование доя обучения основным движениям Необходимо Есть в для реализации наличии программы 1 Дорожка шир. 25 см, дл 2-2,5 м 2 шт + 2 Наклонная доска шир. 20 см, дл 1,5-2 м 2 шт + 4 Гимнастическая скамья (узкая и широкая рейка) выс. 20 см, дл 1.5-2 м. 4 шт + 5 Воротца, дуга выс.50 см 4 шт + 6 Ребристая доска шир. 25 см, дл.1,5 м 2 шт + 7 Корзина для метания 2 шт + 8 Лесенка-стремянка 2 шт + 9 Гимнастическая стенка 6 секций 1 шт 10 Лестница 1 пролет шир.35 см, дл 1.5 м. 2 шт + 11 Горизонтальные стойки для крепления обручей, гимнастических палок, веревок 2 шт + 13 Куб выс 10-15 см, шир 25 см, дл 40 см 1 шт + 14 Сетка волейбольная 1 шт + 16 Мат гимнастический 4 шт + 19 Мишень – щит 3 шт + 21 Куб выс 30 см , шир 25 см, дл 40 см 1 шт + 22 Тоннель выс 50 см, дл 2 м 2 шт + 25 Гимнастическая скамья выс. 25 см, дл 1.5 м 2 шт + 27 Веревочная лестница с возможностью крепления на высоте 1 шт + 28 Канат с возможностью крепления на высоте 1 шт + 29 Баскетбольная корзина 2 шт + № Спортивный инвентарь для обучения основным движениям Необходимо Есть в для реализации наличии программы 1 Кегли 30 шт + 2 Кубики 60 шт + 3 Мяч диаметром 25 см 22 шт + 4 Конусы 10 шт + 5 Мяч диаметром 15 см 25 шт + 6 Обруч плоский диаметр 40 см 10 шт + 7 Набивной мешок 200 гр 40 шт + 8 Мяч теннисный 12 шт + 10 шт + 11 Обруч круглый диаметр 60 см 27 12 Платочек 40х40 см 30 шт 14 Шар для пинг-понга 10 шт 15 Скакалка короткая 20 шт + 16 Скакалка длинная 1 шт + + № Спортивный инвентарь для выполнения Необходимо Есть в ОРУ, утренней гимнастики, выступлений на для реализации наличии праздниках ( для всех возрастов) + к программы обозначенному выше 1 Гимнастические палки 20 шт + 2 Султанчики (ленточки на кольце) 44 шт + 3 Флажки цветные 44 шт + 5 Косички, шнуры, дл 60 см 20 шт + 8 Флаг РФ 1 шт + 9 Фитбол-мячи 12 шт + 10 Лестница скорости и координации 2 шт + 11 Игровой парашют 1 шт + 12 Канат для игры 3 шт + Спортивный инвентарь для занятий на прогулке + к обозначенному выше Необходимо Есть в для реализации наличии программы 4 Городки 2 комплекта + 5 Футбольный мяч 10 шт + 6 Футбольные ворота 2 шт + 7 Баскетбольный мяч 20 шт + 8 Баскетбольная стойка с корзиной 2 шт 9 Ракетка для бадминтона 8 шт + 6 шт + 10 Волан для бадминтона 3.4. Технические средства обучения № Технические средства обучения Необходимо Есть в для реализации наличии программы 1 Ноутбук 1 шт + 2 Музыкальный центр 1 шт + 3 Проектор с экраном 1 шт + Необходимо дополнить 3.5. Методическое обеспечение Пензулаева Л.И., Физическая культура в детском саду. Младшая группа, М, Мозаика – 28 Синтез, 2014. Пензулаева Л.И., Физическая культура в детском саду. Средняя группа, М, Мозаика – Синтез, 2014. Пензулаева Л.И., Физическая культура в детском саду. Старшая группа, М, Мозаика – Синтез, 2014. Пензулаева Л.И., Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа, М, Мозаика – Синтез, 2014. Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с джетьми 3-7 лет, М, Мозаика – Синтез, 2017. Логвина Т.Ю., Мельник Е.В. Оздоровительная и лечебная физкультура для детей дошкольного возраста: учебное пособие. Минск.: БГУФК – 2020 Лях В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников – М.: Спорт, 2019 Щербак А.П. Педагогические методы диагностики физического развития детей дошкольного возраста: методические рекомендации – Ярославль.: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019 Егоров Б.Б., Аралов А.Н. Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник» в ДОО и семье: интерактивное пособие – Москва, ВОО «Воспитатели России» 2023 Перечень музыкальных произведений для выполнения музыкально-ритмических движений (приложение 8) 3.6. Режим двигательной активности Формы работы Виды занятий Количество и длительность занятий (в мин.) в зависимости от возраста детей Физкультурны а) в е занятия помещении Физкультурно оздоровитель ная работа в режиме дня Активный отдых 3–4 года 4–5 лет 5–6 лет 6–7 лет 2 раза в неделю 15 минут 2 раза в неделю 20 минут 2 раза в неделю 25 минут 2 раза в неделю 30 минут б) на улице 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 15 минут 20 минут 25 минут 30 минут а) утренняя гимнастика (по желанию детей) Ежедневно 10 Ежедневно 10 Ежедневно 10 Ежедневно 10 б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 15– 20 Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 2025 Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 2530 Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 3040 в) физкультмину тки (в середине статического занятия) 2-4 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий 4–6 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий 4–6 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий 6–8 ежедневно в зависимости от вида и содержания занятий а) 1 раз в месяц физкультурны 20-25 1 раз в месяц 20-25 1 раз в месяц 30-45 1 раз в месяц 40-45 29 й досуг б) физкультурны й праздник в) день здоровья 2 раза в год до 2 раза в год до 2 раза в год до 90 90 90 (зрители) 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в квартал 1 раз в месяц 90-120 1 раз в месяц 120-150 Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно г) туристическая прогулка, экскурсия Самостоятель ная двигательная деятельность а) Ежедневно самостоятель ное использовани е физкультурно го и спортивноигрового оборудования б) самостоятель Ежедневно ные подвижные и спортивные игры Возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физкультурой должны проводиться в зале. 30