1
Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
Пояснительная записка
Направленность программы
Актуальность
Отличительные особенности программы
1.4.
Адресат общеразвивающей программы
1.6.
Особенности организации образовательного процесса
1.5.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
4.
Объём и срок освоения программы
Цель, задачи и содержание общеразвивающей программы
Цель и задачи общеразвивающей программы
Планируемые результаты
Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Список литературы
2
1. Пояснительная записка
Формирование интереса у детей к языку, осознанное отношение к
языковым явлениям, развитый фонематический слух являются важными
предпосылками обучения грамоте. Умения понимать термины «слово»,
«звук», «предложение» формируются в возрасте 5 - 7 лет. Шаг за шагом
дошкольник знакомится с представлениями о том, что слова состоят из
звуков, могут быть длинными и короткими. Наглядное моделирование
предложений, слов и звуков с помощью условных обозначений помогает
осознать языковые явления. Модели выполняются с проговариванием и с их
последующим «прочтением».
Новизна программызаключается в комплексномлогопедическом
подходе, основанном на онтогенетическом учёте появления звуков в детской
речи. Содержание материала программы выстроено в соответствии с
психофизиологическими особенностями дошкольников 5 – 7(8) лет, является
общедоступным, так как последовательность изучения звуков русского языка
определяется их артикуляционной и акустической сложностью.
Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются
основой слова. Образец звука даётся через звукоподражание, которое
оформлено рисунком, где звук произносится изолированно.
Основная
идея
работы
–
обеспечение
познавательного,
речевого,эмоционального и социального развития детей, способствующих их
общему развитию.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Послушный
язычок»
разработана
учителем
–
логопедом
и
являетсялокальным нормативно-правовым документом для реализации
платных дополнительных образовательных услуг в МАДОУ № 40.
1.1.
Направленность программы
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Послушный язычок» относится к социально-гуманитарному
профилю.
В современных условиях у значительной части дошкольников 5 – 7 (8)
лет запаздывает появление в самостоятельной речи трудных звуков шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорных звуков (Л, Р, РЬ), снижена способность
различать звуки по акустическим признакам, имеются затруднении при
звуковом анализе слова. У некоторых детей наблюдается недостаточная
3
чёткость и выразительность речи, которые проявляются в смазанности
артикуляции. Причиной таких затруднений может быть недостаточная
сформированность фонематических процессов (фонематического слуха,
фонематического восприятия, фонематических представлений). Подобные
отклонения в развитии устной речи у ребёнка – дошкольника могут
проявиться в процессе обучения в школе в нарушениях письменной речи.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Послушный язычок» призвана решать обозначенную выше проблему
подготовки детей к школе в плане формирования фонетико-фонематической
системы русского языка, необходимой для полноценного овладения
навыками чтения и письма.
1.2. Актуальность программы
Анализ актуальных направлений государственной политики,
современных нормативно-правовых документов в сфере дошкольного
образования показывает актуальность подробного изучения звуков русского
языка в дошкольном возрасте. Педагогический опыт последних лет, опрос
родителей дошкольников 5 – 7 лет выявил потребность в создании условий
для формирования фонетико-фонематический системы у старших
дошкольников МАДОУ № 40.
Основаниями
для
проектирования
данной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Послушный язычок»
послужили следующие нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон ««Об образовании в
Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в
редакции 2013г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации
от31 марта 2022 г. №678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
4
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 205.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
11. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162 – Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
12. Приказ Министерства образования и молодёжной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
Региональные социокультурные потребности МО Краснотурьинска
показывают необходимость проведения мероприятий по профилактике
дисграфии и дислексии, трудностей школьного обучения с детьми старшего
дошкольного возраста.
Опрос родителей детей старшего дошкольного возраста МАДОУ № 40
показал, что есть необходимость решения заявленной проблемы в процессе
реализации дополнительной образовательной программы «Послушный
язычок» с целью профилактики школьных трудностей.
5
1.3.
Отличительные особенности программы
Данная дополнительная программа разработана на основе опыта
применения материалов пособий Цукановой С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребёнка
говорить и читать» по развитию фонетико-фонематической стороны речи и
обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста». Москва, Гном и
Д, 2007. учителем – логопедом в МАДОУ № 40, дополнена
артикуляционным комплексом упражнений и заданиями с конструктором
ТИКО-грамматика по составлению слогов и слов. Данная программа
адаптирована для старших дошкольников, имеющих нерезко выраженное
общее недоразвитие речи или фонетико-фонематические недоразвитие речи.
Общеразвивающая программа «Послушный язычок» построена на
модульном принципе представления содержания и тем. Представленные
модули программы позволяют обеспечить формирование необходимых
компетенций в ходе освоения поэтапно и последовательно.
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и
реализуются в ходе изучения следующих модулей:
Артикуляционная гимнастика.
Знакомство с органами речи. Освоение навыков выполнения
артикуляционных упражнений. Артикуляционные упражнения выполняются
в начале каждого занятия. Воспитание внимания к звуковой стороне речи. В
каждое занятие включаются комплексы артикуляционных упражнений для
губ и языка (6 - 7), необходимых для развития подвижности
артикуляционных органов и формирования правильных артикуляционных
укладов звуков.
Речь. Предложение. Слово.
Знакомство с понятиями. Речь и её функции. Членение речи на
предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием
графических моделей.
Звуки. Гласные звуки.Слог.
Выработка правильных артикуляционных укладов. Уточнение
артикуляции звуков. Формирование системы чётко различаемых,
противопоставленных звуков. Формирование фонематического восприятия,
навыков анализа и синтеза звукового состава слога и слова.
Последовательность
изучения
звуков
определяется
их
артикуляционной и акустической сложностью. Работа начинается с изучения
гласных звуков, которые являются звуковой основой слова. Образец звука
даётся через звукоподражание, которое оформлено рисунком или символом,
6
где звук произносится изолированно. Внимание ребёнка обращается на
работу органов артикуляционного аппарата.
Артикуляция звука подробно анализируется: уточняется положение
губ, зубов, языка, характер воздушной струи и участие голоса.
Гласные звуки обозначаются красными
символами с учётом
положения губ при их произнесении. Изучаемый звук выделяется из состава
слова и определяется его место в слове: в начале, середине или конце слова.
После изучения гласных звуков даётся понятие слог.Ребёнок обучается
составлению и чтению слоговых схем и делению слов на слоги.
Согласные звуки.
Знакомство с согласными звуками начинается со звука М. Проводится
анализ артикуляции, делается вывод: звук М – согласный, потому что
воздушная струя проходит не свободно, встречая преграду в виде сомкнутых
губ, звонкий – потому что участвует голос. Через сравнение ребёнок учится
различать твёрдое и мягкое произнесение и звучание согласных
звуков.Вводятся обозначения согласных звуков:
- синий квадрат с колокольчиком – твёрдый звонкий согласный звук;
- зелёный квадрат с колокольчиком – мягкий звонкий согласный звук;
- синий квадрат – твёрдый глухой согласный звук;
- зелёный квадрат – мягкий глухой согласный звук.
Формирование фонематического слуха и восприятия осуществляется в
игровых упражнениях на выделение заданного звука из ряда звуков, слогов и
слов. С опорой на символы звуков (с учётом артикуляции) ребёнок учится
составлять звуковые схемы обратных и прямых слогов и слов.
Для усвоения чёткого произношения звуков на занятиях используются
стихотворения, загадки, скороговорки.
Для предупреждения смешения звуков (близких по способу и месту
образования) (например, звуки П, ПЬ – Б, БЬ) в речи применяются
специальные упражнения на дифференциацию звуков.
Занятия по дополнительной общеобразовательной программе
«Послушный язычок» проводятся в кабинете учителя – логопеда в игровой
форме, в доброжелательной атмосфере сотрудничества воспитанников и
педагога.
Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на
занятиях используются разные игровые приёмы и побудительные ситуации:
оказание помощи сказочным героям, игра – путешествие, эстафета,
отгадывание загадок, упражнения «Подскажи словечко», упражнения на
развитие фонематического слуха и восприятия «Подними флажок»,
«Сигнальщики» и др.
7
Содержание данной образовательной программы обеспечивает
формирование предпосылок учебной деятельности и предупреждению
нарушений письменной речи.
Дополнительная общеобразовательная программа «Послушный
язычок» ориентирована на формирование и закрепление у старших
дошкольников языковых понятий и представлений, лежащих в основе
содержания курсов обучения грамоте и русского языка в начальной школе:
- различение звуков родного русского языка по артикуляционным и
акустическим признакам;
- дифференциация гласных и согласных звуков по наличию преграды в
ротовой полости;
- разграничение понятий звуки и буквы; звуки и слоги; слова и
предложения; гласный звук – согласный звук;
- различение согласных звуков по твёрдости и мягкости, звонкости и
глухости.
Для реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Послушный язычок» используются
различные образовательные
технологии:артикуляционной
гимнастики,
технология
наглядного
моделирования,
ТИКО-конструирование,
информационнокоммуникационные технологии.
Методы обучения:игровая деятельность, наглядно-демонстрационные
методы, коммуникативная деятельность, артикуляционные игры, наглядное
моделирование с использованием конструктора ТИКО-грамматика,
использование медиапрезентаций и интерактивных игр, рефлексия.
Материал для занятий вводится последовательно от простых умений к
более сложным с учётом онтогенетического принципа. Знакомство с
явлениями языка осуществляется на практическом уровне. Занятия строятся
в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что
позволяет дошкольникам успешно овладевать фонематическими процессами.
Получение
дошкольниками
дополнительных
платных
услуг
осуществляется по утверждённому расписанию занятий, вне основной
образовательной деятельности МАДОУ № 40.
1.4.
Адресат общеразвивающей программы
Возраст и категории обучающихся
Образовательная деятельность по реализации данной программы
организуется с дошкольниками 5 – 7(8) лет.
8
Категории обучающихся - дошкольники с нормой речевого развития,
дошкольники с нарушениями речевого развития: фонетическими
нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи, с
нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Краткая
характеристика
возрастных
особенностей
обучающихся в соответствии с профилем программы
В игровой деятельности детей
5-7 лет появляются ролевые
взаимодействия. В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют
роли и строят своё поведение, придерживаясь игровой роли.
В старшем дошкольном возрасте дети любознательны, проявляют
высокую познавательную активность, любят слушать чтение художественной
литературы. У детей высокий уровень социально-коммуникативного
развития, дети эмоционально отзывчивы. Эмоционально тонко откликаются
на переживания близких взрослых и сверстников.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Дети
могут рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображения
на бумагу и т. д. Некоторые дети нуждаются в помощи педагога при
выполнении работы в продуктивных видах деятельности, что обусловлено
слабостью мышц пальцев рук и несформированностью пространственных
представлений.
Усложняется конструирование. Постройки дошкольников могут
включать 5–6 деталей, формируются навыки конструирования по
собственному замыслу.
В двигательной сфере детей происходят позитивные изменения мелкой
и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в
этом возрасте лучше, чем дошкольники 4 – 5 лет, удерживают равновесие,
перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. У
части детей мелкая моторика развита недостаточно.
К 6 - 7 годам восприятие детей становится более развитым. Они
оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной
предмет. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному
признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и
ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий
предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дошкольники
способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых,
могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
9
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается
доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 – 30 минут. Он
способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий
несложное условие. У некоторых детей снижена вербальная память и
продуктивность запоминания.
Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют
голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с
взрослым становится вне ситуативной.Речью дети в этом возрасте активно
сопровождают игру.
У некоторых детей в 6 – 7 лет сохраняются затруднения в развитии
звуковой культуры речи и фонематического слуха. В целом старшие
дошкольники активнее пользуются речью как средством общения.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за
пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим
становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в
процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она
вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого,
для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их
повышенной обидчивости на замечания.
Взаимоотношения
со
сверстниками
характеризуются
избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.
Появляются постоянные партнеры по играм.
Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом
возрасте.
Дети
начинают
активно
употреблять
обобщающие
существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у
детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
К концу дошкольного возраста дети осваивают мир вещей как
предметов человеческой культуры; осваивают формы позитивного общения с
людьми; понимают половую идентификацию, формируется позиция
школьника. К выпуску из детского сада ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития.
Наполняемость группы (количество обучающихся)
10
Наполняемость группы от 8 детей до 12 детей старшего дошкольного
возраста в одной группе. Комплектование групп осуществляется на основе
запроса родителей (законных представителей) обучающихся старшего
дошкольного возраста.
Принципы формирования учебной группы
Группа формируется с учётом возраста дошкольников, степени
предварительной подготовки, уровня формирования интересов и мотивации
к данному виду деятельности – последовательному изучению звуков на
основе игровых приёмов обучения.
1.4.1. Объём и срок освоения программы
Дополнительная образовательная программа «Послушный язычок»
разработана и утверждена в МАДОУ № 40, в ней определены содержание и
срок обучения.
Срок реализации программы –8 месяцев. Программа реализуется
поэтапно по месяцам, с последующим усложнением, определено количество
часов, необходимых для изучения каждой темы.
Объём общеобразовательной программы (полный курс) составляет 32
учебных часа. Программа рассчитана на 1 занятие в неделю
продолжительностью по 25 минут, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год.
Занятия проводится вне основной образовательной деятельности.
Объём программы – 32 часа
Программа рассчитана на 1учебный год (8 месяцев) – 32 часа в
год.
1.4.2. Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий предусматривает следующие показатели.
Продолжительность одного академического часа – 25 минут
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 1 час
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 час.
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
11
Форма организации образовательной программы – традиционная
модель – представляет собойлинейную последовательность освоения
содержания в течение одного года обучения.
Перечень форм проведения занятий – занятие – соревнование, занятие
– путешествие в сказку.
Форма
подведения
итогов
реализации
общеразвивающей
программы – презентация.
2.1. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы
– создание условий для успешного овладения
старшими дошкольниками фонетико-фонематической системы родного
русского языка и профилактики нарушений устной речи на основе
использования
здоровьесберегающих
технологий
артикуляционной
гимнастики и развития фонетико-фонематических процессов, наглядного
моделирования с использованием конструктора ТИКО-грамматика.
Задания по дополнительной образовательной программе «Послушный
язычок» проводит учитель – логопед.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Обеспечить равные стартовые возможности детям 5 – 7 (8) лет, не
посещающим группу компенсирующей направленности для обучающихся с
тяжёлыми нарушениями речи, при поступлении в школу;
- формировать фонетико-фонематическую систему родного русского
языка, элементы грамоты: учить выделять заданный звук среди других
звуков, в слогах, в словах, в предложении;углублять знания о звуках родного
русского языка (гласных, согласных, твёрдых и мягких согласных, звонких и
глухих согласных звуках);
- активизировать движения артикуляционного аппарата у старшего
дошкольника для произнесения всех звуков родного русского языка через
артикуляционную гимнастику и работу над звуками;
- формировать предпосылки учебной деятельности у старших
дошкольников.
- оказать коррекционно-развивающую помощь детям с ОНР, фонетикофонематическими нарушениями речи или с нарушениями произношения
отдельных звуков.
Воспитательные задачисформулированы на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
12
норм поведения в интересах человека, семьи, обществаопределяют
воспитательный потенциал программы:
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме, умение
слушать педагога,
- формировать общественную активность личности;
- воспитывать любознательность,
- воспитывать навыки здорового образа жизни при выполнении
динамических пауз, нейропсихологических упражнений, дыхательной и
пальчиковой гимнастики.
Развивающие задачи:
- Формировать общую культуру личности дошкольников, развивать
социальные,
коммуникативные,
эстетические,
интеллектуальные,
физические качества у старших дошкольников, инициативность,
самостоятельность и ответственность ребенка;
- расширять фонематические представления путём подбора слов с
заданным звуком;
- активизировать движения речевого аппарата при выполнении
артикуляционной гимнастики;
- активизировать у дошкольников речемыслительную деятельность,
позитивную социализацию, целенаправленность и самоконтроль; развивать
произвольное внимание.
Дополнительная общеобразовательная программа «Послушный
язычок» является программой социально-гуманитарной направленности.
Образовательная деятельность по данной программе направлена на:
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей
дошкольников в социально-коммуникативном и речевом развитии, а именно
в качественном формировании фонетико-фонематической стороны речи;
- организацию свободного времени, содержательного досуга детей;
- выявление, развитие и поддержку одарённых детей, проявивших
способности в речевой сфере;
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
«Послушный язычок» соответствует дошкольному уровню образования.
2.2. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты – совокупность знаний, умений и навыков,
личностных качеств, компетенций, приобретаемых обучающимися при
13
освоении дополнительной программы
«Послушный язычок» по её
завершению, определяются с учётом цели и содержания программы.
Ожидаемый результатреализации дополнительной общеобразовательной
программы «Послушный язычок» – овладение детьми старшего дошкольного
возраста фонетико-фонематической системой родного русского языка,
сформированность предпосылок учебной деятельности.
- Метапредметные результаты– освоение межпредметных понятий и
универсальных учебных действий:
- умение слушать педагога и концентрировать внимание на задании;
- выполнять словесные инструкции логопеда, не отвлекаться во время
выполнения упражнений;
- выполнять задания в темпе работы группы;
- у ребёнка сформированы предпосылки учебной деятельности.
- Личностные результаты:
- ребёнок способен к саморазвитию и личностному самоопределению;
проявляет инициативу и самостоятельность;
- у ребёнка формируется общественная активность личности;
- ребёнок соблюдает правила культуры общения и поведения в
социуме;
- у ребёнка формируются навыки здорового образа жизни.
- Предметные результаты содержат в себе систему основных
элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала,
и систему учебных действий.К концу обучения ребёнок:
- знает понятия: звук, слог, слово, предложение, гласный звук,
согласный звук;
- знает отличия между звуками и буквами (звуки мы слышим и
произносим, буквы – видим, читаем и пишем);
- умеет различать понятия:звук и слог; слог и слово; слово и
предложение; гласный звук – согласный звук;
- умеет выполнять большинство артикуляционных упражнений для губ
и языка, необходимых для произношения звуков русского языка; благодаря
этому улучшается дикция;
- умеет различать гласные звуки на слух, соотносит их со зрительными
символами и фишками красного цвета;
- умеет различать согласные звуки по признакам твёрдости – мягкости,
звонкости – глухости; соотносит
согласные звуки со зрительными
символами и фишками синего и зелёного цвета;
- умеет делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
14
звук;
- умеет с помощью педагога и наглядных символов характеризовать
- умеет определять позицию заданного звука в слове (начало, середина,
конец слова);
- умеет подбирать слова на заданный звук;
- умеет производить звуковой анализ и синтез прямого и обратного
слогов и простых слов из 3-4 звуков;
- у ребёнка развиты социальные, нравственные, эстетические,
и
интеллектуальные качества икоммуникативные умения;
Формы подведения итогов реализации Программы
Итоги реализации программы представляются при осуществлении
мониторинга, на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их
участия в творческих конкурсах, фестивалях и мероприятиях речевой
направленности.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
В учебном плане представлен общий объем программы: распределение
академических часов, отведённых на освоение программы. В плане
прослеживается логичность последовательности, системность разделов и
тем. В дополнительной общеразвивающей программе практическая часть
преобладает над теорией, в соотношении примерно70% и 30%.
Учебный
план
соответствует
возрастным
и
психологофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.
№
Разделы программы, темы
п/п
1 Речь. Предложение. Слово.
Понятие «речь». Знакомство с
органами речи
2 Понятия
«предложение» и
«слово».
Звуки. Гласные звуки. Слог.
3 Понятие о гласном звуке. Звук
У
4 Звук А
5 Звук О
6 Звук И
Кол-во часов
Теория
Практика
7 мин.
18 мин.
Всего часов
25 мин.
7 мин.
18 мин.
25 мин.
7 мин.
7мин.
7 мин.
7 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
15
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Звук Э
Звук Ы
Гласные звуки. Слог.
Согласные звуки. Согласные
звуки. Звуки М и МЬ
Звуки В и ВЬ
Звуки Н и НЬ
Звуки П и ПЬ
Звуки Т и ТЬ
Звуки К и КЬ
Звуки С и СЬ
Звуки Х и ХЬ
Звуки З и ЗЬ
Звуки Б и БЬ
Звуки П, ПЬ – Б, БЬ
Звуки Д и ДЬ
Звуки Т, ТЬ – Д, ДЬ
Звуки Г и ГЬ
Звуки К, КЬ – Г, ГЬ
Звук Ш
Звуки С, СЬ - Ш
Звук Ж
Звуки Ш - Ж
Звуки З, ЗЬ - Ж
Звуки Л - ЛЬ
Звук Ч
Звук Щ
7 мин.
7 мин.
7 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
7 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
18 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.
16
2.4. Тематическое планирование дополнительной образовательной программы
№
занятия,
месяц
1
Октябрь
2
3
4
Ноябрь
5
6
7
Тема
Цель
Программное содержание
Понятие
«речь». Уточнить знания об органах речи и их Знакомство
с
понятием
речь
и
Знакомство
с назначении; о роли речи в жизни людей. функциями
речи.
Знакомство
с
органами речи
Развивать артикуляционную моторику.
артикуляционными
упражнениями.
Составление
ответов
на
вопросы
предложением.
Понятия«слово» и Дать
представление
о
слове
и Составление простых предложений по
«предложение»
предложении. Познакомить с признаками картине,
по
опорным
словам.
предложения и моделью предложения.
Определение
количества
слов
в
предложении.
Понятие о гласном Дать понятие о гласном звуке и звуковой Наблюдение за работой органов речи.
звуке. Звук У
структуре слова. Уточнить артикуляцию Выделение начального гласного звука в
звука У. Развивать фонематический слух.
слове.
Соотнесение
звука
У
со
зрительным символом.
Звук А
Уточнить артикуляцию звука А. Развивать Выделение гласного звука из ряда
фонематический слух.
гласных звуков, слогов, слов, из начала и
конца слова в ударной позиции.
Звук О
Уточнить артикуляцию звука О. Развивать Выделение гласного звука из ряда
фонематический слух. Учить сравнивать гласных звуков, слогов, из состава слова
гласные звуки по артикуляции и (из начала, середины, конца слова).
соотносить со зрительными символами.
Соотнесение звука со зрительным
символом.
Звук И
Уточнить артикуляцию звука И. Развивать Выделение гласного звука из состава
фонематический слух.
слова (из начала, середины, конца слова).
Анализ звукового ряда АОУИ.
Звук Э
Уточнить артикуляцию звука Э. Развивать Выделение гласного звука из состава
фонематический слух. Учить определять слова Соотнесение слова и модели.
17
8
Звук Ы
9
Гласные
Слог.
Декабрь
10
11
12
Январь
13
14
15
место звука в слове.
Учить сравнивать гласные звуки по Выделение гласного звука из состава
артикуляции и соотносить со зрительными слова. Анализ звукового ряда ОЫУА.
символами.
звуки. Обобщить знания о гласных звуках, Выделение гласных звуков из состава
соотносить со зрительными символами. слова. Выполнение слогового анализа
Дать понятие о слоговом составе слова.
слов. Соотнесение слова и слоговой
модели слова.
Согласные
звуки. Познакомить с понятием согласный звук Выделение согласного звука из ряда
Звуки М и МЬ
(твёрдый, мягкий). Уточнить артикуляцию звуков, слогов, слов. Соотнесение слова и
звуков М, МЬ. Дать характеристику звуков. модели.
Учить определять место звука в слове.
Звуки В и ВЬ
Уточнить артикуляцию звуков. Дать Выделение согласного звука из ряда
характеристику звуков В и ВЬ. Учить звуков, слогов, слов. Соотнесение слова и
соотносить с символами.
модели. Выделение звука из состава
слова. Анализ слогов ВА, ВЫ.
Звуки Н и НЬ
Уточнить артикуляцию звуков. Дать Соотнесение слова и модели. Выделение
характеристику звуков Н и НЬ. Учить звуков из состава слова. Звуковой анализ
соотносить с символами.
и синтез слогов АН, НА.
Звуки П и ПЬ
Уточнить артикуляцию звуков. Дать Соотнесение слова и модели. Выделение
характеристику звуков П и ПЬ. Учить звука из состава слова. Звуковой анализ
различать звуки по твердости – мягкости, слогов АП, ПА.
соотносить с символами.
Звуки Т и ТЬ
Уточнить артикуляцию звуков. Дать Выделение звуков из состава слова.
характеристику звуков Т и ТЬ. Учить Дифференциация звуков Т – ТЬ. Звукосоотносить с символами.
слоговой анализ слов ТОМ – ТИМ.
Соотнесение слова и модели.
Звуки К и КЬ
Уточнить артикуляцию звуков. Дать Соотнесение слова и модели. Выделение
характеристику звуков К и КЬ. Учить звуков из состава слова. Звуковой анализ
соотносить с символами.
слогов КО, КИ.
18
Февраль
Март
16
Звуки С и СЬ
17
Звуки Х и ХЬ
18
Звуки З и ЗЬ
19
Звуки С, СЬ - З и ЗЬ
20
Звуки П, ПЬ – Б, БЬ
21
Звуки Д и ДЬ
22
Звуки Т, ТЬ – Д, ДЬ
23
Звуки Г и ГЬ
24
Звуки К, КЬ – Г, ГЬ
Уточнить артикуляцию звуков. Дать
характеристику звуков С и СЬ. Учить
дифференцировать звуки по твёрдости –
мягкости и соотносить с символами.
Уточнить артикуляцию звуков. Дать
характеристику звуков Х и ХЬ. Учить
соотносить с символами.
Уточнить артикуляцию звуков. Дать
характеристику звуков З и ЗЬ. Учить
соотносить
с
символами.
Учить
дифференцировать звуки по твёрдости –
мягкости.
Уточнить артикуляцию звуков. Дать
характеристику
звуков.
Учить
дифференцировать
по
звонкости
–
глухости, твёрдости – мягкости.
Учить дифференцировать звуки в слогах и
словах по признакам звонкости – глухости.
Уточнить артикуляцию звуков. Дать
характеристику звуков Д и ДЬ. Учить
различать по твёрдости - мягкости.
Учить дифференцировать звуки в слогах и
словах по признаку звонкости – глухости.
Уточнить артикуляцию звуков. Учить
дифференцировать звуки в слогах и словах
по признаку звонкости – глухости.
Учить дифференцировать звуки в слогах и
Составление слоговых схем.
Дифференциация звуков С – СЬ.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звуков из состава слова. Звуковой анализ
слова.
Выделение звуков из состава слова.
Соотнесение слова и модели. Составление
звуковых и слоговых схем.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звука из состава слова. Дифференциация
звуков З – ЗЬ. Звуковой анализ слова.
Выделение звука из состава слова.
Соотнесение
слова
и
модели.
Дифференциация звуков С, СЬ - З и ЗЬ.
Дифференциация звуков П, ПЬ – Б, БЬ.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звука из состава слова. Звуковой анализ
слов.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звука из состава слова. Звуковой анализ
слова.
Дифференциация звуков Т, ТЬ – Д, ДЬ.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звука из состава слова.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звука из состава слова. Звуковой анализ
слова.
Дифференциация звуков К, КЬ – Г, ГЬ.
19
Май
Апрель
словах по признаку звонкости – глухости.
25
Звук Ш
Уточнить артикуляцию звука Ш. Дать
характеристику звука Ш – всегда твёрдый.
Учить соотносить с символом.
26
Звуки С, СЬ - Ш
Уточнить и сравнить артикуляцию звуков.
Учить дифференцировать звуки в слогах и
словах по признаку твёрдости – мягкости.
27
Звук Ж
28
Звуки Ш - Ж
29
Звуки З, ЗЬ - Ж
Уточнить артикуляцию звука Ж. Дать
характеристику звука Ж – всегда твёрдый.
Учить соотносить с символом.
Учить дифференцировать звуки Ш – Ж в
слогах и словах по признаку звонкости –
глухости.
Учить дифференцировать звуки в слогах и
словах по признакам твёрдости – мягкости.
30
Звуки Л - ЛЬ
31
Звук Ч
32
Звук Щ
Уточнить артикуляцию звуков Л и ЛЬ.
Учить различать Л – ЛЬ по твёрдости мягкости.
Уточнить артикуляцию звука Ч. Дать
характеристику звука Ч – всегда мягкий.
Учить соотносить с символом.
Уточнить артикуляцию звука Щ. Дать
характеристику звука Щ – всегда мягкий.
Учить соотносить с символом. Определять
место звука Щ в слове.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звука из состава слова. Звуковой синтез.
Выделение согласного звука Ш из ряда
звуков, слогов, слов. Соотнесение слова и
модели. Выделение звука из состава
слова. Составление предложений по
модели.
Дифференциация звуков С - Ш.
Соотнесение
звуков
с
символами.
Выделение звука из состава слова. Работа
со словами – паронимами.
Выделение звука из состава слова.
Соотнесение слова и модели. Звуковой
анализ слова.
Дифференциация звуков Ш - Ж.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звука из состава слова.
Дифференциация звуков З - Ж.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звука из состава слова.
Соотнесение слова и модели. Выделение
звука из состава слова. Звуковой анализ
слова.
Выделение звука из состава слова.
Соотнесение слова и модели. Звукослоговой анализ слова.
Выделение звука из состава слова.
Соотнесение слова и модели. Звукослоговой анализ слова.
20
III. Организационный раздел
3.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график – составляющая часть программы,
определяющая: количество учебных недель, количество учебных дней,
продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов
оформлен в виде таблицы.
Дата
начала
обучения
1 сентября
Каникулы
март
февраль
январь
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
Месяц
Дата
окончания
обучения
31 мая
Количество
учебных
недель
32
Количество
учебных
часов
32
с 22 декабря по 9 января
№
недели,
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Количество
учебных
дней
32
Тема
Понятие «речь». Знакомство с органами речи
Понятия «слово» и «предложение»
Понятие о гласном звуке. Звук У
Звук А
Звук О
Звук И
Звук Э
Звук Ы
Гласные звуки. Слог.
Согласные звуки. Звуки М и МЬ
Звуки В и ВЬ
Звуки Н и НЬ
ЗвукиП и ПЬ
Звуки Т и ТЬ
Звуки К и КЬ
Звуки С и СЬ
Звуки Х и ХЬ
Звуки З и ЗЬ
Звуки С, СЬ - З и ЗЬ
Звуки П, ПЬ – Б, БЬ
Звуки Д и ДЬ
Звуки Т, ТЬ – Д, ДЬ
Звуки Г и ГЬ
Звуки К, КЬ – Г, ГЬ
Звук Ш
Звуки С, СЬ - Ш
Звук Ж
Звуки Ш - Ж
Режим
занятий
1 занятие в
неделю
Кол-во
занятий
в
неделю
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во
занятий
в месяц
4
4
4
4
4
4
4
21
апрель
29
30
31
32
Звуки З, ЗЬ - Ж
Звуки Л и ЛЬ
Звук Ч
Звук Щ
В неделю
Количество
Длительность
занятий
(мин.)
1
25
1
1
1
1
Количество
занятий
32
4
В год
Длительность
час/академич. часов
13ч. 20мин./32
Структура занятия по дополнительной образовательной
программе
Этапы
Виды деятельности
занятия
Подготовите Артикуляционные игры
льный
Методы и приёмы
Чередование упражнений для
губ и языка
Угадывание звуков по немой
Игра на развитие фонематического артикуляции
слуха
Игра «Будь внимательным»
Ответы на вопросы
Основной
Знакомство со звуком
Выделение звука из слова –
отгадки или стихотворения
Уточнение артикуляции звука
По
схеме
анализа
артикуляции звука
Закрепление произношения звука
Речевые
упражнения
по
картинкам
Физминутка
Подвижная игра
Звуковой или слоговой анализ
Работа
с
фишками
и
моделями слогов и слов
Заключитель Л е к с и к о - г р а м м а т и ч е с к и е Игры «Один – много»,
ный
упражнения
«Назови
ласково»,
«Продолжи предложение» и
др.
Рефлексия
Высказывания детей, что
было интересно, что трудно.
3.2. Оценочные материалы
Реализация
данной
программы
предполагает
диагностику
индивидуального развития ребенка.
Формой контроля и проверки знаний по каждой теме является
выполнение индивидуальных заданий дошкольниками:
22
- на выделение звука среди других, в слогах, словах;
- на нахождение места изучаемого звука в слове;
- ответы на вопросы по теме.
Диагностика проводится в начале учебного года. Повторное
исследование проходит в конце учебного года.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за
активностью детей.
3.3. Материально – техническое обеспечение программы
Занятия проходят в просторном кабинете учителя – логопеда, где
имеются:
- столы – 6 штук,
- стулья для детей – 12,
- магнитно-маркерная доска,
- ноутбук.
Условия развивающей предметно-пространственной среды
Для успешной реализации программы используются следующие
материалы:- Индивидуальные зеркала для каждого ребёнка.
- Карточки и картинки артикуляционной гимнастики.
- Профили артикуляции звуков.
- Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах МЕРСИБО.
- Наглядно-демонстрационный материал к занятиям по пособию
Цукановой С. П., Бетц Л. Л. Учим ребёнка говорить и читать.
- Конструкторы ТИКО-грамматика на каждого ребёнка.
- Схема анализа артикуляции звука.
- Зрительные символы гласных и согласных звуков.
- Сигнальные флажки красного, синего и зелёного цвета.
- Презентация по пособию Цукановой С. П., Бетц Л. Л. Учим ребёнка
говорить и читать.
- Слоговые модели и модели слов для определения места звука в слове.
- Раздаточный материал на каждого ребёнка: фишки красного, синего и
зелёного цвета для обозначения звуков.
- Предметные и сюжетные картинки.
- Интерактивные игры на диске «Звуковой калейдоскоп» МЕРСИБО.
23
Методические материалы и средства обучения
1.
2.
3.
Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Москва,
ОЛИСС, 2010.
Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения. Москва, Эксмо, 2016.
Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты
занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению
грамоте детей старшего дошкольного возраста. Москва, Гном и Д,
2007.
24