АБВГДейка. программа

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I.
1.1.

3

Целевой раздел
Пояснительная записка

4

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

5

1.1.2. Принципы и подходы к реализации дополнительной

5

образовательной программы
1.1.3. Возрастные особенности воспитанников седьмого года жизни

6

1.2.

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы

II.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание дополнительной образовательной программы

9

2.2.

Тематическое планирование дополнительной образовательной

10

8

программы
III.

Организационный раздел

3.1.

Учебный план дополнительной образовательной программы

19

3.2.

Оценочные материалы

20

3.3.

Материально-техническое обеспечение программы

20

2

Введение
Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии
детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему
графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова,
слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки
чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.
Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических
процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности
акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на
читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или
предложении.
Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что
наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи
рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптикопространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало
возможным при достаточном развитии тонкой моторики.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий.
Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности
психологии и физиологии современного дошкольника.
Основная идея работы – обеспечение познавательного, физического,
эмоционального и социального развития детей, способствующих их общему развитию.

3

I.
1.1.

Целевой раздел
Пояснительная записка

Работа студии «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с
грамотой, с формированием фонематического слуха, развития грамматического строя
речи, со знакомством звуко-буквенного анализа слова. Учебный план по оказанию
дополнительной образовательной услуги составлен на основе пособий:
 Букварь: учебное пособие / Жукова Н.С., М, Эксмо, 2017.
 Пономаренко О., Букварь – онлайн
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении
единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»;
- Устав МАДОУ.
Студия «АБВГДейка» - это учеба и игра. Игровая форма работы очень
эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С
этой целью во всю непрерывную образовательную деятельность включены
всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические,
лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях).
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного
образования детей «АБВГДейка» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю,
4 раза в месяц.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности по реализации
дополнительного образования детей – 30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Форма предоставления услуги - групповая.
4

1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Занятия в студии проводит старший воспитатель.
Цель: ознакомление детей 6 – 7 лет с буквами русского алфавита и формирование у
них интереса к чтению.
Задачи:
1.
Познакомить с буквами русского алфавита.
2.
Формировать правильную артикуляцию звуков, умение определять место звука,
буквы в слове.
3.
Учить слитному чтению слогов и слов.
4.
Формировать навык осмысленного чтения простых предложений.
5.
Развивать психические процессы: память, внимание, мышление,
воображение.
6.
Воспитывать бережное отношение к книге, уважительное отношение к
деятельности сверстников.
1.1.2. Принципы и подходы к реализации дополнительной образовательной
программы
В основе программы лежат следующие принципы:

Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно
обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного
отношения к каждому воспитаннику;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого
потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и
взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.

Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка с
взрослым.

Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий
соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарногигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на
оздоровление детей.

Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и
представлений в сознании дошкольников;

Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный
переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
5

Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и
частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).


1.1.3. Возрастные особенности воспитанников седьмого года жизни
В игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе
группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие
характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка,
болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем
может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную
линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому
пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже
обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или
покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и
тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например,
исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется
инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок
может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность.
Образы из
окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся
различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают
технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы:
принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и
дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.
Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными
способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе
сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся
6

симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе
зрительной
ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно
представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и
материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные
по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа
бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный
вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их
пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже
доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут
передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических
отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе
бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной
прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками:
при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с
точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает
развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых
видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей
отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся
в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей
развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой
культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой
идентификации, формированием позиции школьника.
7

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно
учиться в школе.
1.2.

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы

Ожидаемый результат: к концу года воспитанники будут знать:
- все звуки и буквы русского алфавита;
- уметь вычленять первый и последний звук в слове;
- правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
- писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
- составлять предложения с заданными словами;
- правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
- использовать в речи обобщающие слова;
- правильно держать карандаш;
- ориентироваться на листе бумаги;
- закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур.

2.1.

II.
Содержательный раздел
Содержание дополнительной образовательной программы

Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие
фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении
всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по
общепринятым группам (гласные, согласные). Каждое занятие начинается с изучения
звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется
место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением
звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный
звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы
слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы
проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое
представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и
ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу –
развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических
навыков.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О,
У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и
обозначаются - красными квадратами. Далее воспитанники знакомятся с согласными:
М, С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно
соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а). Затем переходят к
чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха и.т.д.
8

Далее идет знакомство с согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в
начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети
учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным
обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Затем дети переходят
к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с
графическим изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы»,
специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов
и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз
словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова
потерялись» и.т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой
анализ слова.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а
педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Содержание, игры,
упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых
методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом,
выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей
развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается
система знаний о языке.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной
последовательности:
 Звуки окружающего мира;
 Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
 Гласные звуки;
 Согласные звуки (без классификации);
 Согласны твердые и мягкие;
Параллельно даются понятия:
 Слово;
 Слог;
 Предложение.

9

2.2.

Тематическое планирование дополнительной образовательной
программы

№

Тема занятия

1

Звук и буква А

2

Звук и буква У

3

Звук и буква О

4

Звук и буква М.
Чтение слогов,
слов.

Задачи
Сентябрь
Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением
(красный квадрат).
Учить определять место звука А в словах, обозначать место звука в
слове – в начале, в середине, в конце (схема – красный квадрат).
Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем
слова, в которых есть звук А.
Познакомить с буквой А как письменным обозначением звука А.
Учить писать печатную букву А, используя образец.
Развивать операции анализа и синтеза, фонематический слух.
Формировать понимание учебной задачи.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Познакомить с гласным звуком У.
Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков
(красный квадрат).
Учить определять место звука в слове, обозначать его на схеме.
Продолжать внимательно слушать текст стихотворения, называть
слова со звуком У.
Учить интонационно выделять звук в словах.
Познакомить с буквой У как письменным обозначением звука У.
Учить писать печатную букву У по образцу.
Развитие слухового восприятия, интонационной выразительности
речи, моторных функций.
Прививать аккуратность при работе в тетради.
Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением
(красный квадрат).
Учить определять место звука О в словах и обозначать на схеме
красным квадратом.
Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со
звуком О, которые есть в этом стихотворении.
Познакомить с буквой О как письменным обозначением звука О.
Учить писать печатную букву О, используя образец.
Учить соотносить схему слова с названием изображенного предмета.
Развивать операции анализа и синтеза, фонематический слух,
слуховое и зрительное восприятие.
Формировать понимание учебной задачи.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным
обозначением (синий квадрат).
Учить обозначать на схеме место звука М в слове, используя
условное обозначение.
Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения.
Познакомить с печатным написанием буквы М.
Учить писать печатную букву М по образцу.
Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со
слогом.
Учить читать слова из пройденных букв – мама, мыло.
Познакомить с ударением и его условным обозначением.
10

1

Звуки З-ЗЬ, ССЬ. Буквы З-С.
Чтение слогов.

2

Звуки Х-ХЬ.
Буква Х.
Чтение слогов.

3

Звук и буква Р.
Чтение слогов.
Знакомство с
предложением,
чтение
предложения

4

Звуки и буквы
Ж-Ш. Чтение
слогов, слов,
предложений.

1

Звук и буква Ы

Развивать мыслительные операции, внимание, воображение.
Прививать интерес к изучению русского языка.
Октябрь
Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными.
Познакомить с буквами З-С как письменными знаками звуков З-ЗЬ,
С-СЬ.
Учить писать буквы З-С по точкам и самостоятельно.
Учить читать слоги З + 10 гласных, С + 10 гласных.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
звуков (синий и зеленый квадрат).
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, памяти,
графомоторных навыков.
Формировать навык беглого чтения.
Познакомить со звуками Х-ХЬ, их графическим обозначением –
буква Х.
Учить писать печатную букву Х.
Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных.
Упражнять в чтении слогов, слов, предложений с изученными
буквами.
Учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение).
Развивать мыслительные операции, слуховое и зрительное
восприятие, память.
Прививать культуру письма.
Познакомить со звуком Р как согласным звуком и его условным
обозначением (синий квадрат).
Учить определять место звука Р в словах, обозначать на схеме,
используя условное обозначение.
Познакомить с печатным написанием буквы Р.
Учить писать печатную букву Р по точкам и самостоятельно.
Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ.
Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов
и соединять с написанием данного слога.
Развивать графомоторные навыки, операции анализа и синтеза,
фонематическое восприятие, артикуляционную моторику.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки
Познакомить со звуками Ж-Ш – звонкими и глухими согласными.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
звуков (синий и зеленый квадрат).
Познакомить с буквами Ж-Ш.
Учить писать буквы Ж-Ш по точкам и образцу.
Учить писать слова.
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, воображения,
графомоторные навыки.
Прививать интерес к освоению русского языка.
Ноябрь
Познакомить с гласным звуком и буквой Ы.
Продолжать учить определять место звука в слове и обозначать на
письме, используя условное обозначение.
Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова
близкие по звучанию и подходящие по смыслу.
Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения.
Учить писать печатную букву Ы по точкам и самостоятельно.
Учить делить слова на слоги, используя схему слова.
Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с
11

2

3

4

1

соответствующей буквой.
Развивать операции анализа, синтеза, сравнения, фонематическое
восприятие, воображение.
Воспитывать привычку слушать товарища, не перебивая его.
Звук и буква Л. Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным
Чтение слогов
обозначением (синий квадрат).
ЛА, ЛО, ЛУ,
Учить обозначать на схеме место звука Л в слове, используя условное
ЛЫ, ЛЭ
обозначение.
Учить соотносить схему слова с названием нарисованного предмета.
Познакомить с печатным написанием буквы Л.
Учить писать печатную букву Л по образцу.
Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
Упражнять в умении делить слова на слоги.
Учить писать слоги в схемах слова.
Развивать мыслительные операции, слуховое внимание,
интонационную выразительность речи.
Воспитывать умение внимательно слушать педагога и товарищей.
Звук и буква Н. Познакомить со звуком Н как согласным звуком и его условным
Чтение слогов, обозначением (синий квадрат).
слов
Учить обозначать на схеме место звука Н в слове, используя условное
обозначение.
Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, подбирать
слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу.
Познакомить с печатным написанием буквы Н.
Учить писать печатную букву Н по образцу.
Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ.
Учить писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и
букв, проводить фонетический разбор этих слов.
Развивать мыслительные операции, фонематическое восприятие,
внимание, воображение.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки
Звуки Г-К, КПознакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными.
КЬ, Г-ГЬ.
Познакомить со звуками Г-ГЬ, К-КЬ.
Буквы Г-К.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
Чтение слогов, звуков (синий и зеленый квадрат).
составление и
Упражнять в умении слушать текст стихотворения, подбирать слова
условная запись близкие по звучанию и смыслу.
предложения.
Познакомить с печатными буквами Г-К, учить писать по точкам и
самостоятельно.
Учить читать слоги Г + 10 гласных, К + 10 гласных.
Упражнять в составлении предложений из трех слов по сюжетной
картинке.
Развивать мыслительные операции, воображение, графомоторные
навыки.
Формировать интерес к чтению.
Декабрь
Звуки Д-ДЬ, Т- Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными.
ТЬ. Буквы Д- Т. Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-ДЬ,
Чтение слогов, Т-ТЬ.
предложений
Учить писать буквы Д-Т по точкам и самостоятельно.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
звуков (синий и зеленый квадрат).
Формировать навык чтения.
Закреплять знания об ударении.
12

2

3

4

1

2

Развивать интонационную выразительность речи, операции анализа и
синтеза, сравнения, памяти.
Формировать навыки адекватной самооценки.
Звук и буква И. Познакомить с буквой И и ее условным обозначением (красный
Чтение слогов, квадрат).
слов
Учить писать печатную букву И.
Упражнять в умении определять место звука в слове, обозначать на
схеме, используя условное обозначение.
Упражнять в умении отгадывать загадки, понимать поэтические
сравнения.
Учить соотносить полученные знания с текстом загадки.
Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным
обозначением (зеленый квадрат).
Учить читать слоги и слова.
Учить проводить фонетический разбор слова.
Развивать мыслительные операции, память, объем внимания.
Формировать навык самоконтроля и самооценки
Звуки Б-БЬ, П- Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.
ПЬ. Буквы Б-П. Познакомить с буквами Б-П как письменными знаками звуков Б-БЬ,
Чтение слогов, П-ПЬ.
предложений.
Учить писать буквы Б-П по точкам и самостоятельно.
Учить читать слоги Б + 10 гласных, П + 10 гласных.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
звуков (синий и зеленый квадрат).
Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения.
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, слухового
внимания и памяти.
Формировать навык самоконтроля.
Закрепление
Продолжать учить соотносить звук и букву.
пройденного
Учить читать написанное слово Рома.
материала.
Закреплять умение читать слоги из пройденных букв.
Гласные и
Упражнять в различении гласных и согласных звуков.
согласные
Закреплять умение определять место звука в слове.
звуки и буквы.
Развивать операции анализа, синтеза, сравнений, обобщения,
Чтение слогов, фонематического восприятия.
слов
Формировать привычку аккуратно работать в тетради.
Январь
Звук и буква Й. Познакомить с мягким согласными звуком Й и его условным
Чтение слогов, обозначением (зеленый квадрат).
стихотворных
Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й.
текстов
Учить записывать слово знаками и буквами.
Развивать операции анализа и синтеза, памяти, слуховое и зрительное
восприятия.
Формировать навык осознанного чтения.
Звуки Г-К, КПознакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными.
КЬ, Г-ГЬ.
Познакомить со звуками Г-ГЬ, К-КЬ.
Буквы Г-К.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
Чтение слогов, звуков (синий и зеленый квадрат).
составление и
Упражнять в умении слушать текст стихотворения, подбирать слова
условная запись близкие по звучанию и смыслу.
предложения.
Познакомить с печатными буквами Г-К, учить писать по точкам и
самостоятельно.
Учить читать слоги Г + 10 гласных, К + 10 гласных.
Упражнять в составлении предложений из трех слов по сюжетной
13

3

1

2

3

4

картинке.
Развивать мыслительные операции, воображение, графомоторные
навыки.
Формировать интерес к чтению.
Звуки В-ВЬ, Ф- Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.
ФЬ. Буквы В-Ф. Познакомить с буквами В-Ф как письменными знаками звуков В-ВЬ,
Чтение слогов, Ф-ФЬ.
предложений.
Учить писать буквы В-Ф по точкам и самостоятельно.
Учить читать слоги В + 10 гласных, Ф + 10 гласных.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
звуков (синий и зеленый квадрат).
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, памяти.
Формировать навык осознанного чтения.
Февраль
Звуки Д-ДЬ, Т- Познакомить со звуками Д-Т как звонкими и глухими согласными.
ТЬ. Буквы Д- Т. Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-ДЬ,
Чтение слогов, Т-ТЬ.
предложений
Учить писать буквы Д-Т по точкам и самостоятельно.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
звуков (синий и зеленый квадрат).
Формировать навык чтения.
Закреплять знания об ударении.
Развивать интонационную выразительность речи, операции анализа и
синтеза, сравнения, памяти.
Формировать навыки адекватной самооценки.
Звуки Б-БЬ, П- Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.
ПЬ. Буквы Б-П. Познакомить с буквами Б-П как письменными знаками звуков Б-БЬ,
Чтение слогов, П-ПЬ.
предложений
Учить писать буквы Б-П по точкам и самостоятельно.
Учить читать слоги Б + 10 гласных, П + 10 гласных.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
звуков (синий и зеленый квадрат).
Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения.
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, слухового
внимания и памяти.
Формировать навык самоконтроля.
Звуки и буквы
Познакомить со звуками Ж-Ш – звонкими и глухими согласными.
Ж-Ш. Чтение
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
слогов, слов,
звуков (синий и зеленый квадрат).
предложений
Познакомить с буквами Ж-Ш.
Учить писать буквы Ж-Ш по точкам и образцу.
Учить писать слова.
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, воображения,
графомоторные навыки.
Прививать интерес к освоению русского языка.
Звук и буква Е. Познакомить с буквой Е и ее условным обозначением (красный
Чтение слогов, квадрат).
слов.
Учить писать печатную букву Е.
Составление
Учить читать слоги и слова.
предложений
Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным
обозначением (зеленый квадрат).
Учить соотносить схему с написанным словом.
Учить составлять предложение из трех слов по картинке и
записывать его условными знаками.
14

1

2

3

4

5

Развивать мыслительные операции, ориентировку в пространстве,
концентрацию внимания.
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно.
Март
Буква Ь. Чтение Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией.
слов,
Учить писать печатную букву Ь.
стихотворных
Учить писать слова.
текстов
Продолжать учить соотносить слово с его графическим
изображением.
Развивать мыслительные операции, мелкую моторику, объем
внимания и памяти.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква Я. Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением.
Чтение слогов, Учить писать печатную букву Я.
слов,
Учить читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ.
предложений
Познакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным
обозначением (зеленый квадрат).
Учить читать слова и предложения.
Продолжать учить отгадывать загадки, понимать поэтические
сравнения.
Учить записывать предложение схематически, определять порядок
следования слов в предложении.
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
кругозор.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Звук и буква
Познакомить с буквой Ю и ее условным обозначением (красный
Ю. Чтение
квадрат).
слогов, слов
Учить писать печатную букву Ю.
Учить читать слоги и слова.
Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным
обозначением (зеленый квадрат).
Упражнять в соотнесении звука и буквы.
Учить дифференцировать звуки: гласные – согласные, твердые –
мягкие.
Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными,
обозначением ударения.
Развивать мыслительные операции, ориентировку в пространстве,
концентрацию внимания.
Формировать навык адекватной самооценки.
Звук и буква Ё
Познакомить с буквой Ё и ее условным обозначением (красный
квадрат).
Учить писать печатную букву Ё.
Учить читать слоги и слова.
Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным
обозначением (зеленый квадрат).
Учить соотносить звук и букву.
Учить дифференцировать звуки: гласные – согласные, твердые –
мягкие.
Развивать мыслительные операции, объем слухового восприятия,
графомоторные навыки.
Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно.
Звук и буквы Ч- Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими
15

Щ. Чтение
слогов,
предложений

1

2

3

4

согласными.
Закреплять умение определять место звука в слове.
Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ (зеленый
квадрат).
Познакомить с печатными буквами Ч-Щ, их правильным написанием.
Учить читать слоги, небольшие тексты.
Закреплять умение проводить фонетический разбор слов (бычок,
бочок).
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, фонематического
восприятия, графомоторные навыки.
Формировать навык адекватной самооценки.
Апрель
Звук и буква Э
Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением
(красный квадрат).
Продолжать учить определять место звука в слове и обозначать на
письме, используя условное обозначение.
Познакомить с буквой Э как письменным обозначением звука Э.
Учить писать букву Э, используя образец.
Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А,
О, У, ы.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, операции анализа и
синтеза, сравнения, графомоторные навыки.
Прививать самостоятельность, адекватную самооценку.
Звук и буква Ц. Познакомить со согласным твердым звуком Ц.
Чтение слогов, Учить интонационно выделять звук Ц в словах.
стихотворных
Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц.
текстов
Учить писать букву Ц по образцу и самостоятельно.
Учить отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения,
лежащие в основе загадки.
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, воображения,
графомоторные навыки.
Формировать навык беглого чтения.
Звуки В-ВЬ, Ф- Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.
ФЬ. Буквы В-Ф. Познакомить с буквами В-Ф как письменными знаками звуков В-ВЬ,
Чтение слогов, Ф-ФЬ.
предложений
Учить писать буквы В-Ф по точкам и самостоятельно.
Учить читать слоги В + 10 гласных, Ф + 10 гласных.
Закреплять умение использования условных обозначений согласных
звуков (синий и зеленый квадрат).
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, памяти.
Формировать навык осознанного чтения.
Звук и буквы Ч- Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими
Щ. Чтение
согласными.
слогов,
Закреплять умение определять место звука в слове.
предложений
Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ (зеленый
квадрат).
Познакомить с печатными буквами Ч-Щ, их правильным написанием.
Учить читать слоги, небольшие тексты.
Закреплять умение проводить фонетический разбор слов (бычок,
бочок).
Развивать операции анализа и синтеза, сравнения, фонематического
восприятия, графомоторные навыки.
Формировать навык адекватной самооценки.

16

1

Буква Ъ.
Чтение слов,
стихотворных
текстов

2

Чтение слогов,
слов,
предложений

3

Закрепление
пройденного
материала

4

Чтение слов,
составление
предложений
по сюжетным
картинкам

Май
Познакомить с буквой Ъ.
Учить писать печатную букву Ъ.
Учить писать слова.
Упражнять в чтении слов, стихотворных текстов.
Развивать мыслительные операции, воображение, слуховое
восприятие.
Формировать учебные навыки.
Продолжать учить писать названия предметов.
Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово.
Закреплять умение определять в предложении первое, второе, третье
слово.
Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.
Учить разгадывать ребусы.
Развивать операции анализа, синтеза, смекалку, фантазию, слуховое
внимание.
Прививать привычку учиться.
Закреплять умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И.
Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость
согласных.
Учить читать и писать слова мяу, му, юла, лимон.
Учить читать предложение, определять порядок слов в предложении.
Упражнять в определении ударных гласных звуков в словах.
Развивать память, мыслительные операции, внимание.
Прививать культуру письма.
Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и
согласные звуки и буквы.
Учить составлять и записывать предложения по сюжетным
картинкам.
Закреплять умение проводить фонетический разбор слова.
Развивать операции анализа и синтеза, память, зрительное и слуховое
восприятие.
Формировать навык самоконтроля и адекватной самооценки.

17

III. Организационный раздел
3.1. Учебный план дополнительной образовательной программы

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Месяц

№
занятия
1

Звук и буква А

Кол-во
занятий в
неделю
1

2

Звук и буква У

1

3

Звук и буква О

1

4
1
2
3

Звук и буква М. Чтение слогов, слов
Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов
Звуки Х-ХЬ. Буква Х. Чтение слогов
Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с
предложением, чтение предложения
Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов,
предложений
Звук и буква Ы
Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ,
ЛЭ
Звук и буква Н. Чтение слогов, слов
Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г-К. Чтение слогов,
составление и условная запись предложения
Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д- Т. Чтение слогов,
предложений
Звук и буква И. Чтение слогов, слов
Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П. Чтение слогов,
предложений.
Закрепление пройденного материала. Гласные и
согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов
Звук и буква Й. Чтение слогов, стихотворных
текстов
Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г-К. Чтение слогов,
составление и условная запись предложения.
Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В-Ф. Чтение слогов,
предложений.
Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д- Т. Чтение слогов,
предложений
Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б-П. Чтение слогов,
предложений
Звуки и буквы Ж-Ш. Чтение слогов, слов,
предложений
Звук и буква Е. Чтение слогов, слов. Составление
предложений
Буква Ь. Чтение слов, стихотворных текстов
Звук и буква Я. Чтение слогов, слов, предложений
Звук и буква Ю. Чтение слогов, слов
Звук и буква Ё
Звук и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений
Звук и буква Э
Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных

1
1
1
1

4
1
2
3
4

Декабрь

1
2
3
4

Январь

1
2
3

Февраль

1
2
3

Апр
ель

Март

4
1
2
3
4
5
1
2

Тема

Кол-во
занятий
в месяц

4

4

1
1
1

4

1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5

4
18

Май

3
4
1
2
3
4

текстов
Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ. Буквы В-Ф. Чтение слогов,
предложений
Звук и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений
Буква Ъ. Чтение слов, стихотворных текстов
Чтение слогов, слов, предложений
Закрепление пройденного материала
Чтение слов, составление предложений по
сюжетным картинкам

1
1
1
1
1
1

Итого:

4

36

3.2. Оценочные материалы
Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального
развития ребенка.
Диагностика проводится в начале учебного года. Повторное исследование
проходит в конце учебного года.
Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью
детей.
3.3. Материально – техническое обеспечение программы
- помещение размером 5*6 м – многофункциональная гостиная
- доступ в интернет
- ноутбук – 1 шт.
- колонки – 1 комплект
- экран – 1 шт.
- проектор – 1 шт.
- принтер - 1 шт.
- столы – 5 шт.
- стулья – 10 шт.
Методические материалы и средства обучения

Букварь: учебное пособие / Жукова Н.С., М, Эксмо, 2017.

Пономаренко О., Букварь – онлайн

Презентации

Электронные папки:
- «Веселые физминутки»
- «Физминутка «Дождик»

19

Условия развивающей предметно-пространственной среды
- букварь Н.С. Жуковой – 10 шт.
- первые прописи «Обводим буквы» - 10 шт.
- ½ тетради в клетку – 10 шт.
- касса букв и слогов – 10 шт.
- цветные карандаши (8 цветов) – 10 упаковок
- простые карандаши – 10 шт.
- альбомные листы – 20 шт.
- альбомный лист-раскраска «Раскрась буквы» – 10 шт.
- мяч – 1 шт.
- пластмассовые стаканчики – 10 шт.
- счетные палочки (фасоль, пуговицы) – 10 комплектов
- указка – 1 шт.
- бумага «Снегурочка» - 1 уп.
- магнитная азбука – 4 набора
- магнитная доска – 1 шт.
- магниты – 4 шт.
- «чудесный» мешочек – 1 шт.
- комплект образцов прописей всех букв русского алфавита, формат А4 –
1 шт.
- предметные картинки «Продукты» - 1 комплект
- ножницы – 10 шт.
- клей карандашный – 10 шт.
- цветной картон (двухсторонний) – 10 наборов
- салфетки бумажные – 1 пачка
- клеенки для аппликации – 10 шт.
- поддончики пластмассовые – 10 шт.
- аудиозапись новогодних песен (мелодий)
- елки пластмассовые: маленькая – 1 шт., большая – 1 шт.
- буквы – жетоны – 150 шт.
- дипломы и грамоты – 20 шт.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».